$

Урок 11.

Отношения между понятиями.

Цели урока:

- сформировать представление  о видах отношений между понятиями;

- учить отличать виды отношений и называть их;

- формировать навыки работы  со схемами;

- учить отбирать нужную информацию в имеющемся источнике;

- развивать логическое мышление;

- развивать диалогическую и монологическую речь;

- формировать умение  работать в группах и индивидуально.

 

Этапы урока

Материал ведения урока

Деятельность учащихся

УУД на этапах урока

1

Организационный момент

 

Дети рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей.

Личностные УУД:

формирование навыков самоорганизации

- формирование навыков письма

Коммуникативные  УУД:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами

2

Запись домашнего задания.

§ 9 Т. №1  с. 62 – 68  № 3,4,5,7,10

Работа с дневниками

3

Проверка домашнего задания

§ 8 Т. №1  с. 53 – 59  № 1,4(б),5,6,8,9

-Читают задания, рассказывают, как сделали.

4

Давай повторим

 -Рассмотри объекты. Вспомни, какими бывают отношения между ними?

-Подбери слова, которые помогут понять, что такое симметричные отношения;

 

 

-Какие отношения характеризуют  те слова, что ты не выбрал?

- Назови родовое понятие, которое объединяет видовые понятия «арифмометр» и « компьютер»;

-Какие видовые понятия входят в родовое понятие  «знак»?

- симметричные и несимметричные;

 

-одинаковые предметы, равноправные друзья, слова – синонимы, объекты, оказывающие равное влияние друг на друга;

 

- несимметричные отношения;

 

-( пишут на интерактивной доске) инструменты для обработки информации;

 

- буква, цифра, знак препинания, арифметический знак, специальный знак;

Познавательные УУД:

- умение работать с различными видами информации;

- умение управлять экранными объектами;

- актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках.

 

5

Формулирование  темы и целей  урока

Просмотр презентации.

-На что указывают стрелки на схеме?

 

-Тема урока:

-Поставь перед собой цель.  Проверь себя с помощью учебника на странице. 69.

 

- они указывают на связь, то есть на отношения между понятиями;

-«Отношения между понятиями»;

- читают учебник, пересказывают;

 

Регулятивные УУД:

- развитие способности устанавливать  связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

Личностные УУД:

- развитие памяти и логического мышления:

- актуализация знаний и сведений из личного опыта с целью понимания того, что привычные вещи имеют информационную характеристику и влияют на жизнь людей.

Познавательные  УУД:

- развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста;

- умение работать со схемами разных видов;

- умение кратко формулировать мысль;

-формирование понятия «Главное».

Коммуникативные  УУД:

- формирование владения  монологической и диалогической формами речи с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

6

Объяснение темы

-Как можно назвать отношения между понятиями, отмеченные зеленой стрелкой?

-Как можно назвать отношения между понятиями, отмеченные синей стрелкой?

- О видах отношений прочитай в учебнике на странице 71. Расставь стрелки, указывающие на вид отношений. Назови их;

-Сделай вывод об отношениях между понятиями одного уровня;

 

 

-Подумай, когда понятие «знак»  можно назвать понятиями «буква» и «цифра» одновременно? Почему?

- То есть эти понятия имеют общие элементы. Запомни!  Если  понятия имеют общие  элементы, то  между ними существует отношение пересечения, которые удобно изображать с помощью диаграмм Эйлера – Венна.

-Прочитай о главном в учебнике на странице 77. Запомни.

- род- вид, вид-род;

 

 

- вид – вид;

 

- читают учебник, рассматривают схему, с помощью интерактивной доски расставляют стрелки, называют виды отношений;

- между понятиями одного уровня отношения – симметричные, а между понятиями разных уровней отношения – несимметричные;

 

- например, когда цифры записывают римскими буквами. В этом случае буква и цифра одновременно являются знаками;

 

 

 

 

 

 

- читают и пересказывают.

7

Физминута

 

Выполняют упражнения

Личностные УУД:

- формирование здорового образа жизни

8

Закрепление

Работа в рабочей тетради

Т. №1  с. 62 – 68  № 1,2,6,9,11

 

Личностные УУД:

- развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком, таблицей, схемой.

9

Компьютерный практикум

Работа с ЭОР 4 класс, (версия для браузера)

 

п. 8

 

 

Личностные УУД:

- умение работать электронными пособиями;

Коммуникативные УУД:

- умение работать в парах, развитие диалогической речи

10

Итоги урока, рефлексия

Можете ли вы назвать тему урока?

- Вам было легко или были трудности?

- Что у вас получилось лучше всего и без ошибок?

- Какое задание было самым интересным и почему?

- Как бы вы оценили свою работу?

 

Работа с дневниками

Личностные УУД:

- развитие самооценки

 

 

Презентация>>>

 

Рабочая тетрадь>>>

$