|
Урок 11.
Отношения между понятиями.
Цели
урока:
- сформировать представление
о видах отношений между понятиями;
- учить отличать виды
отношений и называть их;
- формировать навыки работы
со схемами;
- учить отбирать нужную
информацию в имеющемся источнике;
- развивать логическое
мышление;
-
развивать диалогическую и
монологическую речь;
- формировать умение
работать в группах и индивидуально.
|
Этапы урока |
Материал ведения урока |
Деятельность учащихся |
УУД на этапах урока |
1 |
Организационный момент |
|
Дети
рассаживаются по местам. Проверяют наличие принадлежностей. |
Личностные УУД:
-
формирование навыков самоорганизации
-
формирование навыков письма
Коммуникативные УУД:
-
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами |
2 |
Запись
домашнего задания. |
§ 9
Т. №1 с. 62 – 68 № 3,4,5,7,10 |
Работа
с дневниками |
3 |
Проверка домашнего задания |
§ 8
Т. №1 с. 53 – 59 № 1,4(б),5,6,8,9 |
-Читают задания, рассказывают, как сделали. |
4 |
Давай
повторим |
-Рассмотри объекты.
Вспомни, какими бывают отношения между ними?
-Подбери слова, которые помогут понять, что такое
симметричные отношения;
-Какие отношения характеризуют те слова, что ты не
выбрал?
- Назови родовое понятие, которое объединяет видовые
понятия «арифмометр» и « компьютер»;
-Какие видовые понятия входят в родовое понятие «знак»? |
-
симметричные и несимметричные;
-одинаковые предметы, равноправные друзья, слова – синонимы, объекты,
оказывающие равное влияние друг на друга;
-
несимметричные отношения;
-(
пишут на интерактивной доске)
инструменты для обработки информации;
-
буква, цифра, знак препинания, арифметический знак, специальный знак; |
Познавательные УУД:
-
умение работать с различными видами информации;
-
умение управлять экранными объектами;
-
актуализация знаний, полученных на предыдущих уроках.
|
5 |
Формулирование темы и целей урока |
Просмотр презентации.
-На
что указывают стрелки на схеме?
-Тема урока:
-Поставь перед собой цель.
Проверь себя с помощью учебника на странице. 69.
|
- они
указывают на связь, то есть на отношения между понятиями;
-«Отношения
между понятиями»;
- читают учебник, пересказывают;
|
Регулятивные УУД:
-
развитие способности устанавливать связи между целью учебной
деятельности и ее мотивом;
Личностные УУД:
-
развитие памяти и логического мышления:
-
актуализация знаний и сведений из личного опыта с целью понимания того,
что привычные вещи имеют информационную характеристику и влияют на жизнь
людей.
Познавательные УУД:
-
развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте,
выборочно передавать содержание текста;
-
умение работать со схемами разных видов;
-
умение кратко формулировать мысль;
-формирование понятия «Главное».
Коммуникативные УУД:
-
формирование владения монологической и диалогической формами речи с
грамматическими и синтаксическими нормами родного языка. |
6 |
Объяснение темы |
-Как можно назвать отношения
между понятиями, отмеченные зеленой стрелкой?
-Как можно назвать отношения между понятиями, отмеченные
синей стрелкой?
- О видах отношений прочитай в учебнике на странице 71.
Расставь стрелки, указывающие на вид отношений. Назови их;
-Сделай вывод об отношениях между понятиями одного
уровня;
-Подумай, когда понятие «знак» можно назвать понятиями
«буква» и «цифра» одновременно? Почему?
- То есть эти понятия имеют общие элементы. Запомни!
Если понятия имеют общие элементы, то между ними существует отношение
пересечения, которые удобно изображать с помощью диаграмм Эйлера –
Венна.
-Прочитай о главном в учебнике на странице 77. Запомни.
|
- род-
вид, вид-род;
- вид
– вид;
-
читают учебник, рассматривают схему, с помощью интерактивной доски
расставляют стрелки, называют виды отношений;
-
между понятиями одного уровня отношения – симметричные, а между
понятиями разных уровней отношения – несимметричные;
-
например, когда цифры записывают римскими буквами. В этом случае буква и
цифра одновременно являются знаками;
-
читают и пересказывают. |
7 |
Физминута |
|
Выполняют упражнения |
Личностные УУД:
-
формирование здорового образа жизни |
8 |
Закрепление |
Работа
в рабочей тетради |
Т.
№1 с. 62 – 68 № 1,2,6,9,11
|
Личностные УУД:
-
развитие умений работы с разными видами информации: текстом, рисунком,
таблицей, схемой. |
9 |
Компьютерный практикум |
Работа
с ЭОР 4 класс, (версия для браузера)
|
п. 8
|
Личностные УУД:
-
умение работать электронными пособиями;
Коммуникативные УУД:
-
умение работать в парах, развитие диалогической речи |
10 |
Итоги
урока, рефлексия |
Можете
ли вы назвать тему урока?
- Вам
было легко или были трудности?
- Что
у вас получилось лучше всего и без ошибок?
-
Какое задание было самым интересным и почему?
- Как
бы вы оценили свою работу?
|
Работа
с дневниками |
Личностные УУД:
-
развитие самооценки
|
Презентация>>>
Рабочая тетрадь>>> | |