$ADMIN_BAR$ $GLOBAL_AHEADER$
$ Найди в комнате предметы при наведении на которые ты будешь получать информацию или задания, для прохождения первого урока. (Они пронумерованы)

Урок 13

Определение понятия

Планируемые образовательные результаты:

предметные – умение определять понятия;

метапредметные – владение основными логическими операциями –анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение и синтез; умение подведения под понятие;

личностные – способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом, понять значение логического мышления для современного человека.

Решаемые учебные задачи:

закрепить представления о понятии как форме мышления;

закрепить представления об анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении как методах обработки информации;

познакомить учащихся с вариантом определения видового понятия через родовое понятие и видовое отличие;

использовать логические операции в процессе создания и исследования графических изображений.

Основные понятия, рассматриваемые на уроке:

понятие:

o видовое понятие;

o родовое понятие;

логические операции:

o анализ;

o синтез;

o сравнение;

o абстрагирование;

o обобщение;

определение понятия

Используемые на уроке средства ИКТ:

персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран;

ПК учащихся.

Электронное приложение к учебнику:

1) презентация «Понятие как форма мышления».

 

 

План урока

I. Проверка Д/З

Рекомендуется следующая последовательность актуализации и проверки усвоения изученного материала:

1) мини-дискуссия по вопросам:

Чем является информация для человека?

В каком случае полученное человеком сообщение пополняет его знания?

Какие существуют формы получения знаний человеком?

Какое познание называют чувственным?

Что познается с помощью мышления?

Что вы понимаете под объектами окружающего мира?

С помощью чего можно описать любой объект реальной действительности?

Какие признаки объекта считаются существенными?

Что такое понятие?

Что вы понимаете под анализом?

Что вы понимаете под синтезом?

Что вы понимаете под сравнением?

Что вы понимаете под абстрагированием?

Что вы понимаете под обобщением?

Как образуются понятия?

2) визуальная проверка заданий в РТ;

3) обсуждение результатов выполнения задания №86.

Совместно (с предварительным обсуждением в группах) выполняются задания №94

Тест>>>

II. Открытие новых знаний

Работа строится по презентации

Слайд 7 (Задание в РТ № 98) служит для постановки проблемной ситуции. Как правильно составить определение?

- Сегодня на уроке мы будем учиться давать понятиям определения.

 - Определение отвечает на вопрос «Что это такое?». Оно должно раскрывать основное содержание понятия, в нём недолжно быть лишних слов, но и недолжно быть недосказанностей.

Вы уже хорошо можете выделять существенные признаки объекта, которые отражают содержание понятия. Это поможет нам при построении определения понятия через род и видовое отличие.

Запишите в тетрадь следующую схему :

Видовое понятие = родовое понятие + видовое отличие

Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым.

Понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия – определяющим.

Запишите в тетрадь пример определения понятия :

 Информатика – это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации.

Рассмотрим его с точки зрения составных частей. Попробуйте, самостоятельно выделить (подписать сверху цифру) видовое понятие (1), родовое понятие (2), видовое отличие (3) исходя из рассмотренной схемы.

Ответ: Информатика (1) – это видовое понятие. Наука (2) – родовое понятие. Аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации (3) – видовое отличие.

Следующий пример учащиеся разбирают самостоятельно, с последующей проверкой :

Пользователь – это человек, применяющий компьютер для получения информации или решения задачи.

Ответ: Пользователь (1) – это видовое понятие. Человек (2) – родовое понятие. Применяющий компьютер для получения информации или решения задачи (3) – видовое отличие.

Итак, при построении определения можно выделить два этапа:

первый – подведение определяемого понятия под более широкое по объему родовое понятие;

второй – указание видового отличия, т.е. существенного признака, отличающего определяемый предмет от других, относящихся к тому же роду.

 

Рассмотрим ряд правил, которыми следует руководствоваться при построении определения :

1.     Определение должно быть соразмерным (т.е. определяемое и определяющее понятия должны иметь одинаковый объем).

Пример: Информатика – наука об информации; очень широкое определение, т.к. информацию изучают и другие науки (биология, химия). Информатика – наука изучающая способы хранения информации; слишком узкое определение, указывает только часть предмета.

2.     Определение не должно заключать в себе круга (когда определяющее понятие повторяет определяемое – «тавтология»).

Пример: Информатика – наука об информатике.

3.     Определение недолжно быть отрицательным.

Пример: Информатика – это не математика.

4.     Определение не должно быть противоречивым.

Пример: Информатика – это молодая и древняя наука.

Вывод.  Определение понятия – это перечисление всех существенных признаков объекта в связном предложении. (слайд 9)

 

III. Первичное закрепление

При выполнении практической работы №7 (задание 2 или 3 –по выбору ученика) учащиеся применяют логические операции для создания и исследования графических изображений

IV. Рефлексия

V. Домашнее задание

 §8 (3), РТ: №93, №96, №97. Дополнительное задание: дистанционное задание №2

 

 

 

$
$GLOBAL_BFOOTER$