$ADMIN_BAR$ $GLOBAL_AHEADER$
$ Найди в комнате предметы при наведении на которые ты будешь получать информацию или задания, для прохождения первого урока. (Они пронумерованы)

Урок 27.

Алгоритмы с ветвлениями. Создание презентации «Времена года»

Планируемые образовательные результаты:

предметные– представления об алгоритмах с ветвлениями

метапредметные– умения самостоятельно планировать пути достижения целей соотносить свои действия с планируемыми результатами осуществлять контроль своей деятельности определять способы действий в рамках предложенных условий корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией оценивать правильность выполнения учебной задачи; ИКТ-компетентность(создание презентаций с гиперссылками;

личностные– способность увязать учебное содержание с собственным жизненным опытом понять значение развитого алгоритмического мышления для современного человека

Решаемые учебные задачи

развить представления учащихся об алгоритмах

 сформировать понятие алгоритма с ветвлением

 научить«видеть»ветвление в различных ситуациях

 научить выполнять алгоритмы с ветвлениями записанные с помощью блок-схем

 выработать умения разработки алгоритмов с ветвлениями

 закрепить умения создания презентации из нескольких слайдов

 научить создавать презентации с гиперссылками

Основные понятия рассматриваемые на уроке

алгоритм

 тип алгоритма

 линейный алгоритм

 условие

 ветвление

 гиперссылка

Используемые на уроке средства ИКТ

персональный компьютер(ПК учителя мультимедийный проектор экран

 ПК учащихся

Электронное приложение к учебнику

1) презентация«Типы алгоритмов»

2) плакат«Алгоритмы и исполнители»

3) образец выполнения задания — файл Времена года.ppt

 

 

План урока

I. Проверка Д/З

1. Визуальная проверка заданий в РТ

2. Вопросы к параграфу

Что такое алгоритм?

 Какие алгоритмы называются линейными

 Какие примеры линейных алгоритмов вы можете привести

 Всели вам известные алгоритмы могут считаться линейными

 

II. Открытие новых знаний

I. Инициация.
Взаимоприветствие.
II. Сообщение темы и целей урока.
- Ребята, сегодня мы продолжим работать над темой, которая зашифрована в ребусе.
Слайд. 1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ

 

Презентация1

More PowerPoint presentations from Алексей Беляков


- Ребята, мы продолжим работать над темой «Алгоритмы», изучим новый тип алгоритмов, а какой именно, вы постарайтесь сами ответить немного позже.
III. Актуализация знаний.
(Звуковой сигнал, предупреждающий о том, что прислано электронное сообщение. Учитель читает.)
- Ребята, нам пришло электронное письмо, посмотрим, что в нем: «Дорогие ребята, помогите, пожалуйста, мне и моему другу вернуться на Землю. Мы случайно улетели на космическом корабле на Луну. А теперь не можем вернуться обратно. Ждем с нетерпением вашей помощи.
- Ребята, а от кого же это письмо? О! Здесь есть фотография отправителя, но пока она попала к нам из космоса, разлетелась на кусочки. Давайте склеим фотографию и узнаем, кого будем спасать.
С помощью игры «Пазлы» дети складывают картинку и получают изображение Незнайки
- Ребята, поможем Незнайке и Пончику найти путь домой. Для этого и мы с вами посетим Луну, заберем этих непоседливых коротышек и вернемся обратно. А чтобы мы с вами не заблудились, мы будем выполнять все действия последовательно, по порядку, то есть по …. Напомните, мне, пожалуйста, как называется последовательность шагов, выполненная по порядку и приводящая к получению какого-либо результата? (Алгоритм.)
Слайд.
- А кто знает, откуда произошло слово «алгоритм»? (Алгоритм происходит от имени ученого Аль-Хорезми.)
Слайд.
- В путешествии нам поможет волшебная карта, на которой указаны остановки, где мы будем заправлять горючее и пополнять запасы продовольствия.
Слайд.
Мы совершим урок-полет,
Урок открытий, нужных откровений!
Спасем друзей, найдем ответ,
В чем алгоритмов суть, в чем их предназначенье.
- Начинаем путешествие, пристегнули ремни, сейчас начнутся перегрузки, как это часто бывает при взлетах. Чтобы преодолеть перегрузки, необходимо очень быстро ответить на вопросы:
- Расскажите, как вы соединяли все детали?
Слайд.
- Как выполняли действия? (По порядку, по алгоритму.)
- Используя листы бумаги, изобразите блок-схему данного алгоритма. (Я составляю на доске.)
Слайд
- Как называется такой алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом? (Линейный алгоритм.)
Слайд.
- Кому под силу выполнить данный алгоритм? (Человек, компьютер, …исполнитель)
- Как называют людей, животных или технические устройства, способных выполнять заданные команды? (Исполнитель.)
IV. Информационно-поисковый этап.
- Молодцы! Вот мы и прилетели на первую станцию. Звезда Вега нас приветствует, совершим здесь остановку, заправим горючее в баки и подкрепимся. Ребята, смотрите, дверь не открывается, на ней какое-то задание. Это вопросы. Послушайте их. Ребята, всегда ли мы можем беспрепятственно справиться с любой задачей, выполнить все шаги алгоритма? (Нет.)
-Иногда в алгоритме бывают такие шаги, которые выполняются не всегда, а только при соблюдении определенного условия. И каждый раз при выполнении алгоритма условие необходимо проверять.
- Давайте еще раз, только более детально напишем алгоритм составления изображения Незнайки.
Слайд.
- Что нового добавилось в этом алгоритме? (Условие, слова «если…, то…»)
- Ребята, используя листы бумаги, постарайтесь построить алгоритм, вспомните и скажите, какой фигурой обозначается принятие решения? (Ромб.) (Я составляю на доске.)
Слайд.
- Какие действия мы выполняем только при определенном условии? (Соединение деталей.)
- Какие волшебные словечки вам подсказывают, что в высказывании или действии есть условие? (Если, то.)
- Как изменилась блок-схема? (Добавилось условие, дополнительные ветви, принятие решения.)
- Совершенно верно – условие! Условие, которое позволяет осуществить выбор. Для удобства и наглядности условие записывается в ромбе.
- Что происходит с действиями при условии? (Действий разделяются, разветвляются.)
- Правильно, в таких случаях используется ветвление. Почему эту форму назвали ветвлением? (Ветвлением назвали потому, что похожа на веточку, которая раздваивается, или на тропинку в лесу, которая расходиться и надо подумать, по какой пойти.) Слайд
- Что же такое ветвление? (Ветвление – это такое место в алгоритме, где нужно остановиться и решить, какие шаги выполнять дальше.) Слайд.
- Для этого в ромбе записывается вопрос, когда мы доходим до ромба по стрелочкам алгоритма, мы отвечаем на вопрос и в зависимости от ответа идем дальше по стрелочке: если ответ «да» - идем по стрелочке «да»; если ответ «нет» - идем по стрелочке «нет». Слайд.
- Давайте попробуем сформулировать определение ветвления.
Слайд.
- Ребята, а как будет называться алгоритм, в котором используется ветвление? (Алгоритм с ветвлением.)
- Ребята, мы успешно справились с заданием, нам дается пропуск к дальнейшему полету. Летим дальше. Следующая остановка на станции звезды Сириус. Ребята, нас не пускают приземлиться две странные записи.
- Ребята, сравните два выражения.
«ЕСЛИ хотите дружить, ТО ответьте на вопросы, ИНАЧЕ летите прочь».
«ЕСЛИ назвались груздями, ТО полезайте в кузов».
- Ребята, кажется, местные жители бросили нам вызов. Нужно достойно им ответить. Давайте построим логические структуры данных высказываний. Какие слова являются общими для обоих высказываний? (Слова ЕСЛИ…, ТО…, ИНАЧЕ. ЕСЛИ…, ТО…)
- Как можно назвать слова «хотите дружить», «назвались груздями»? (Условие.)
- Как можно назвать слова «ответьте на вопросы», «летите прочь», «полезайте в кузов»? (Действия.)
- Давайте построим логические структуры данных высказываний, не используя слова из них, а подставив общие слова.
Слайд.
- Ребята, как называются данные формы организации действий? (Ветвление.)
-Ребята, ветвление с первой конструкцией называется полным ветвлением. Тогда как будет называться ветвление со второй конструкцией? (Неполное ветвление).
- Давайте составим блок-схемы к данным высказываниям.
Слайд.
- Молодцы! Получите пропуск к дальнейшему полету.
IV. Применение полученных знаний.
- Полетели дальше, нам нужно приземлиться на звезде Лира. Ах, мы успешно приземлились. Нам даже никто не помешал. Давайте заправим топливный бак. Но, что случилось? Дверь не открывается, что-то произошло с замком. (Звуковой сигнал, пришло новое электронное сообщение.)
- Ребята, нам сообщение от Незнайки. Что же он пишет?
Слайд.
- Ах, ребята, молодцы, вы и с этим заданием справились. (За правильные ответы получают пропуск.) Полетели дальше. Взлетаем. Что случилось? Почему не можем взлететь? Ах, к нам задания прицепились. Они нас не пускают. Надо их срочно выполнять.
- Ребята, прочитайте замечательный отрывок Дж.Родари «Чем пахнут ремесла?»
Слайд.
Перефразируйте информацию о профессиях с помощью слов ЕСЛИ... ТО.
- Молодцы, мы уже у цели. (За правильные ответы команды получают карточки.) Приземляемся. Незнайка, где ты? Ага, он спрятан в темнице, закрытой новыми испытаниями-заданиями. Надо это задание выполнить на компьютере: составить блок-схемы алгоритмов из слайда 18. (За правильные ответы получают карточку-пропуск.) Забираем непоседу-коротышку и возвращаемся домой. Ребята, Незнайка, что-то хочет вам сказать.
V. Рефлексия.
- Ребята, определите тип алгоритма. (Алгоритм с ветвлением.) Молодцы. Вот мы с вами и прилетели на Землю.
РЕЗЕРВ.- Ребята, а давайте составим алгоритм и блок-схему нашего путешествия.


 

3.Практическая работа.

РТ №32 – 33 с. 100 - 101
№13 с. 164
VI Подведение итогов урока. Домашнее задание (слайд 13)
Привести три примера из повседневной жизни на алгоритмы с ветвлением и записать их с помощью блок-схем.

§17(2); РТ: №196, №198, №199.



Рефлексия (слайд 14)

Толи еще будет...
А нам все равно...
Кто тебе сказал...
Ты скажи, ты скажи...
До чего же хочется, братцы...
Путь далек у на с тобою...
Где это видано, где это слыхано...
Птица счастья завтрашнего дня...
Нагружать все больше нас...

 

 

$
$GLOBAL_BFOOTER$