Номер
урока |
Тема
урока |
Изучаемые вопросы |
Элементы обязательного минимума содержания образования и требования
к уровню подготовки |
ЦОР контроль |
Параграф учебника, задания РТ |
|
|
Тема
«Информация и информационные процессы» |
|
|
1. |
Цели изучения курса информатики и ИКТ. Техника безопасности и
организация рабочего места. |
|
Аналитическая деятельность:
оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность,
полнота и пр.);
определять, информативно или нет некоторое сообщение, если известны
способности конкретного субъекта к его восприятию;
приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов,
встречаются в жизни;
классифицировать информационные процессы по принятому основанию;
выделять информационную составляющую процессов в биологических,
технических и социальных системах;
анализировать отношения в живой природе, технических и социальных
(школа, семья и пр.) системах с позиций информационных процессов.
приводить примеры передачи, хранения и обработки информации в
деятельности человека, в живой природе, обществе, технике.
Практическая деятельность:
кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования;
определять количество различных символов, которые могут быть
закодированы с помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности);
определять разрядность двоичного кода, необходимого для кодирования всех
символов алфавита заданной мощности;
оперировать с единицами измерения количества информации (бит, байт,
килобайт, мегабайт, гигабайт);
осуществлять поиск информации в сети Интернет с использованием простых
запросов (по одному признаку);
сохранять для индивидуального использования найденные в сети Интернет
информационные объекты и ссылки на них;
|
Техника безопасности и санитарные нормы
Место информатики в системе наук
ИКТ в современном мире
Цели и задачи изучения предмета
"Информатика и ИКТ" |
Введение.
РТ.№ 1 с. 3-4 В Дневник.ру
Домашнее
задание N 1 |
2. |
Информация и её свойства |
Информация и сигнал, Виды информации, Свойства
информации, |
Информация и её свойства
(Презентация)
Восприятие информации
1.
Органы чувств (анализаторы)
2.
Процентное соотношение различных видов
информации при восприятии человеком
3.
Классификация информации по способу ее
восприятия людьми
4.
Кто как видит
5.
Восприятие информации животными через
органы чувств
6.
Оптические иллюзии
7.
Актуальность (своевременность)
информации
8.
Достоверность информации
9.
Объективность информации
10.
Полнота информации
11.
Понятность информации
Синергетический эффект
Ценность информации
Свойства информации
Система тестов и заданий N4
Система тестов и заданий N6
Тест 1 (8) |
§1.1, вопросы и задания 1–8 к
параграфу; № 2, 4, 6, 7 в РТ
В Дневник.ру
Домашнее задание N 2
|
3. |
Представление информации. Знаки и знаковые системы. |
Знаки и
знаковые системы. |
Представление информации (Презентация)
Виды знаков по способу восприятия
Классификация знаков по способу
восприятия. Сигналы
Классификация знаков по способу
восприятия. Пиктограммы
Классификация знаков по способу
восприятия. Символы
Один и тот же символ может обозначать
разную информацию
Использование символов для технических
устройств
Использование символов для живых существ
Формы представления информации |
§1.2. с.
12 - 13 РТ. № 7-9 с. 8-9 |
4. |
История
письменности. Естественные и формальные языки. |
Язык как знаковая система. Естественные и
формальные языки. Формы представления информации |
Информация и письменность
Языки естественные и формальные
Система тестов и заданий N9
Классификация информации по способу ее
восприятия
Классификация информации по степени ее
значимости
Система тестов и заданий N3 |
§1.2.с. 9
- 16 РТ № 10-12 с.9 Дневник.ру Контрольный тест 1(8) |
5. |
Двоичное кодирование. |
Преобразование информации из непрерывной формы в
дискретную |
Двоичное кодирование
Определение понятия "кодирование
информации"
Понятие "код"
Примеры кодов
Определение понятия "перекодирование
информации"
Система тестов и заданий N10 |
§1.3. с.
17 - 18 РТ № 13-14
с. 10
Дневник.ру
Контрольный тест 2(8) |
6. |
Алгоритмы
перевода целых десятичных чисел в двоичный код. |
Двоичное кодирование. Универсальность двоичного
кодирования. |
|
§1.3. с.
19 -22 |
7. |
Равномерные и неравномерные двоичные коды. |
Равномерные и неравномерные двоичные коды. |
|
§1.3. с.
22-23 РТ № 15-26 с.10 - 16 |
8. |
Различные
задачи на кодирование информации |
|
|
§1.2–1.3.
с. 12 -24 РТ № 27-32 с. 16 - 18 |
9. |
Алфавитный подход к измерению информации. |
Алфавитный
подход к измерению информации. Информационный вес символа произвольного
алфавита. Информационный объем сообщения |
Измерение информации
Алфавитный подход к измерению информации
Вычисление количества информации:
алфавитный подход
Вычисление количества информации:
смысловой подход
Измерение количества информации:
информация как мера уменьшения неопределенности
Вычисление количества информации
Тест ГИА А1 |
§1.4. с.
25 - 27 РТ №33-43 с. 18 - 20 |
10. |
Единицы измерения информации. Решение задач. |
Единица измерения информации. |
Измерение количества информации. Бит,
байт, производные единицы
Единицы информации
Количество информации в сообщении
Информационный объем текста
Интерактивный задачник. Раздел
"Измерение информации"
Система тестов и з
Тест ГИА А9 Контрольный тест 3 |
§1.4. с.
27 -28 РТ № 44-55 с. 21 - 23
Дневник.ру
Домашнее задание N 4 |
11. |
Информационные процессы. Обработка информации. |
Понятие информационного процесса. Сбор информации.
Обработка информации. |
Информационные процессы
Виды информационных процессов
Информационные процессы для человека и
компьютера
Информация в живой природе
Информация в неживой природе
Информация в технике
Информация в человеческом обществе
Информация в человеческом обществе -
новостная информация
Обработка информации
Создание информации
|
§1.5.с. 31
- 36 РТ № 57-60 с. 25 - 26
Дневник.ру
Домашнее задание N 3 |
12. |
Информационные процессы. Хранение и передача информации. |
Хранение информации. Передача информации.
Информационные процессы в живой природе и технике |
Передача информации
Хранение информации
Хранение информации. Память
Документы
Потеря информации
Источник и приемник информации
Помехи при передаче информации
Система тестов и заданий N8 |
§1.5. с.
36 -39 РТ № 61-66 с. 26 - 28 |
13. |
Всемирная паутина как информационное хранилище. |
Что такое WWW. Поисковые
системы. Поисковые запросы. Полезные адреса Всемирной паутины. |
Всемирная паутина
Окно браузера Internet Explorer
Домашняя страница Internet Explorer
Навигация по web-страницам в Internet
Explorer
Тест ГИА
17 -18
|
§1.6. с.
42 - 47 РТ № 67-68 с. 28 - 29 |
14. |
Правовые и
этические аспекты информационной деятельности во Всемирной паутине |
|
|
§1.6. РТ №
69 с. 30 |
15. |
Обобщение
и систематизация основных понятий темы «Информация и информационные
процессы». |
|
Интерактивный тест
Тренировочный тест 1
Тренировочный тест 2 |
§1.1-§1.6,
№ 70 с. 30 - 31
Дневник ру. Контрольный тест 4(8) |
16. |
Контрольная работа по теме «Информация и информационные процессы» |
|
|
§1.1-§1.6 |
Тема
«Компьютер как универсальное устройство для работы с информацией» |
17. |
Основные компоненты компьютера |
Компьютер, Устройства компьютера и их функции. |
Аналитическая деятельность:
анализировать компьютер с точки зрения единства программных и аппаратных
средств;
анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур
ввода, хранения, обработки, вывода и передачи информации;
определять программные и аппаратные средства, необходимые для
осуществления информационных процессов при решении задач;
анализировать информацию (сигналы о готовности и неполадке ) при
включении компьютера;
определять основные характеристики операционной системы;
планировать собственное информационное пространство.
Практическая деятельность:
соединять блоки и устройства компьютера, подключать внешние устройств;
получать информацию о характеристиках компьютера;
работать с основными элементами пользовательского интерфейса:
использовать меню, обращаться за справкой, работать с окнами (изменять
размеры и перемещать окна, реагировать на диалоговые окна);
вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры (приёмы
квалифицированного клавиатурного письма), мыши и других технических
средств;
изменять свойства рабочего стола: тему, фоновый рисунок, заставку;
выполнять основные операции с файлами и папками;
оперировать компьютерными информационными объектами в
наглядно-графической форме;
упорядочивать информацию в личной папке;
оценивать размеры файлов, подготовленных с использованием различных
устройств ввода информации в заданный интервал времени (клавиатура,
сканер, микрофон, фотокамера, видеокамера);
использовать программы-архиваторы;
соблюдать требования к организации компьютерного рабочего места,
требования безопасности и гигиены при работе со средствами ИКТ.
|
Основные компоненты компьютера и их функции
Аналогия между компьютером и человеком
Компьютер и его назначение
Информационный обмен в компьютере
Структура цифровой ЭВМ
Структура цифровой ЭВМ - магистраль
(шина)
Кроссворд по теме: "Первое знакомство с
компьютером"
Принципы фон - Неймана
Схема устройства компьютера
Внутренняя память ЭВМ
Носители и устройства внешней памяти
Программа-тренажер "Устройство
компьютера-1"
Архитектура и структура компьютера
Виды компьютеров
Внутренняя память ЭВМ: видеопамять
Внутренняя память ЭВМ: емкость памяти
Внутренняя память ЭВМ: кэш-память
Внутренняя память ЭВМ: оперативная
память
Внутренняя память ЭВМ: ПЗУ BIOS
Внутренняя память ЭВМ: постоянная память
Внутренняя память ЭВМ: энергонезависимая
оперативная память (CMOS RAM)
|
§2.1. № 72
Домашнее задание N 5 |
18. |
Персональный компьютер. |
Системный блок, внешние устройства. |
Персональный компьютер
1
Комплектация современной ПЭВМ
2
Составляющие системного блока
2.1
Системный блок (вид сзади)
2.2
Системный блок ПЭВМ
2.3
Накопитель на жестких магнитных дисках
(НЖМД)
Программа-тренажер "Устройство
компьютера - 2"
3
Разновидности дисплеев
4
Дисковод. Дискета
5
Мышь: механическая
6
Мышь: оптико-механическая
7
Мышь: оптическая
8
Мышь: современная оптическая
9
Клавиатура ПЭВМ: основные
характеристики, выбор при покупке
10
Клавиатура ПЭВМ: принципы работы;
устройство клавиши
Система тестов и заданий N13
|
§2.2. №
73-80 |
19. |
Компьютерные сети. Скорость передачи данных. |
Компьютерные сети. |
§2.2. №
88-96
Домашнее задание N 6 |
20. |
Программное обеспечение компьютера. Системное программное обеспечение |
Понятие программного обеспечения, системное
программное обеспечение. |
Программное обеспечение компьютера
Структура программного обеспечения ПК
Системное программное обеспечение
Операционная система
|
§2.3. №
98, 101, 102 |
21. |
Системы программирования и прикладное программное обеспечение |
Системы программирования, прикладное программное
обеспечение. |
Системы программирования
Прикладное программное обеспечение |
§2.3. №
99, 100
Домашнее задание N 7
|
22. |
Правовые
нормы использования программного обеспечения |
Правовые
нормы использования программного обеспечения |
|
§2.3 № 104 |
23. |
Файлы и файловые структуры |
Логические имена устройств внешней памяти, файл,
Каталоги, файловая структура диска, полное имя файла, работа с файлами |
Файлы
и файловые структуры
Файлы и файловые структуры
Имя файла. Путь к файлу
Анимация "Файлы и папки"
Файловая структура диска
Таблица размещения файлов
Операции с файлами и папками Windows
Окно проводника Windows
Файловый менеджер Windows Commander |
§2.4.
№103, 105-110 |
24. |
Особенности именования файлов в различных операционных системах |
Особенности именования файлов в различных операционных системах |
§2.4. №
111-119
Практическое задание N 3
|
25. |
Пользовательский интерфейс |
Пользовательский интерфейс и его разновидности,
основные элементы графического интерфейса, Организация индивидуального
информационного пространства. |
Пользовательский интерфейс
Разновидности пользовательского
интерфейса
Объектно-ориентированный графический
интерфейс
Виды курсора мыши
Основные манипуляции мышью
Элементы оконного интерфейса Windows
Типы меню и их использование в Windows
Рабочий стол Windows
Индивидуальная настройка рабочего стола
Windows
Главное меню Windows
Использование буфера обмена для
копирования, связывания и внедрения объектов Windows
|
§2.5. №
120
Домашнее
задание N 9 |
26. |
Основные
этапы развития ИКТ |
|
|
|
27. |
Обобщение
и систематизация основных понятий темы «Компьютер как универсальное
устройство для работы с информацией». |
|
Логическая схема понятий по теме:
"Первое знакомство с компьютером"
Тренировочный тест к главе 2 "Первое
знакомство с компьютером"
Итоговый тест к главе 2 "Первое
знакомство с компьютером
Поколения ЭВМ: поколение I
Поколения ЭВМ: поколение II
Поколения ЭВМ: поколение III
Поколения ЭВМ: поколение IV
Поколения ЭВМ: поколение V
|
§2.1-2.5. 121 |
28 |
Контрольная работа |
|
|
§2.1-2.5 |
Тема
«Обработка графической информации» |
29. |
Формирование изображения на экране компьютера |
Пространственное разрешение монитора, Компьютерное
представление цвета, видеосистема персонального компьютера, |
Аналитическая деятельность:
выделять в сложных графических объектах простые (графические примитивы);
планировать работу по конструированию сложных графических объектов из
простых;
определять инструменты графического редактора для выполнения базовых
операций по созданию изображений;
Практическая деятельность:
создавать и редактировать изображения с помощью инструментов
растрового графического редактора;
создавать и редактировать изображения с помощью инструментов
векторного графического редактора.
создавать сложные графические объекты с повторяющимися и/или
преобразованными фрагментами;
определять код цвета в палитре RGB в графическом редакторе;
|
Формирование изображения на экране монитора
Система вывода изображения на экран
монитора
Видеоадаптер
Принцип работы монитора
Цветовая модель RGB
Цветовая модель HSB
Цветовая модель CMYK
Кодирование цвета
Анимация "Изображения на компьютере"
Интерактивный задачник: раздел
"Представление графической информации"
Кодирование цвета
|
§3.1.
№122-126 |
30. |
Глубина
цвета и палитра цветов. Решение задач |
Глубина
цвета и палитра цветов. Решение задач |
§3.1.
№127-139
Домашнее задание N 13 |
31. |
Компьютерная графика
тест для проверки д/з |
Сфера применения компьютерной графики,
|
Компьютерная графика
Этапы развития средств компьютерной
графики
Статические графические объекты
Символьная графика
Научная графика
Графика в компьютерных играх
Анимированные графические объекты
Устройства ввода информации в компьютер
Растровое представление изображения
Особенности растровой и векторной
графики
Растровая и векторная графика
Форматы графических файлов |
§3.2. №
140-148 |
32. |
Способы
создания графических объектов |
Способы создания цифровых графических объектов |
§3.2. №
149-152 |
33. |
Растровая
и векторная графика |
Растровая
и векторная графика |
§3.2. №
153-154 |
34. |
Форматы
графических файлов. |
Форматы
графических файлов. |
§3.2. №
155
Домашнее задание N 14 |
35. |
Создание
графических изображений средствами растрового редактора
|
Интерфейс графических редакторов, некоторые приемы
работы в растровом графическом редакторе, особенности создания
изображений в векторных графических редакторах |
Создание графических изображений
Возможности графического редактора
Среда графического редактора Paint
Режимы работы графического редактора
Базовые инструменты в Paint
Рисование линий в Paint
Рисование геометрических фигур в Paint
Закрашивание областей рисунка в Paint
Работа с фрагментами изображения в Paint
Работа с текстом в Paint
Редактирование рисунка в Paint
Практическое задание N 11
Интерфейс графического редактора
CorelDraw
Изображение объектов в CorelDraw
Действия с объектами в CorelDraw
|
§3.3.
|
36. |
Обработка
фотографий, коллажи, понарамы |
Обработка
фотографий, коллажи, понарамы |
§3.3. |
37. |
Создание
графических изображений средствами векторного редактора |
Создание
графических изображений средствами векторного редактора |
§3.3.
Практическое задание N 12 |
38. |
Решение
задач на вычисление размеров графических файлов |
Решение
задач на вычисление размеров графических файлов |
|
§3.2. №
160-164 |
39. |
Обобщение
и систематизация основных понятий темы «Обработка графической
информации». |
|
Логическая схема понятий по теме:
"Графическая информация и компьютер"
Кроссворд по теме: "Графическая
информация и компьютер"
|
§3.1-3.3.
№ 165 |
40. |
Контрольная работа |
|
|
§3.1-3.3. |
Тема
«Обработка текстовой информации» |
41. |
Текстовые
документы и технологии их создания |
Текстовый документ и его структура, технологии
подготовки текстовых документов. |
Аналитическая деятельность:
соотносить этапы (ввод, редактирование, форматирование) создания
текстового документа и возможности тестового процессора по их
реализации;
определять инструменты текстового редактора для выполнения базовых
операций по созданию текстовых документов.
Практическая деятельность:
создавать несложные текстовые документы на родном и иностранном языках;
выделять, перемещать и удалять фрагменты текста; создавать тексты с
повторяющимися фрагментами;
осуществлять орфографический контроль в текстовом документе с помощью
средств текстового процессора;
оформлять текст в соответствии с заданными требованиями к шрифту, его
начертанию, размеру и цвету, к выравниванию текста;
создавать и форматировать списки;
создавать, форматировать и заполнять данными таблицы;
вставлять в документ формулы, таблицы, списки, изображения;
создавать гипертекстовые документы;
переводить отдельные слова и короткие простые тексты с использованием
систем машинного перевода;
сканировать и распознавать «бумажные» текстовые документы;
выполнять кодирование и декодирование текстовой информации, используя
кодовые таблицы (Юникода, КОИ-8Р, Windows 1251);
|
Текстовые документы и технологии их создания
Способы обработки и хранения текстов
Свойства компьютерных документов
Структурные единицы текста
Гипертекст
Текстовые редакторы: назначение,
классификация
Среда текстового редактора
Дополнительные режимы текстового
редактора
Тренажер "Руки солиста"
|
§4.1. №
166 |
42. |
Компьютерные инструменты создания текстовых документов |
Компьютерные инструменты создания текстовых документов |
§4.1. №
167-173 |
43.
|
Создание
текстовых документов на компьютере. |
Набор (ввод) текста, редактирование текста, работа
с фрагментами текста |
Создание текстовых документов на компьютере
Режимы работы текстового редактора
Многооконный режим работы
Режим ввода - редактирования текста
Работа с фрагментами текста
Интерфейс MS WORD
Ввод и редактирование текста MS WORD
Ввод и редактирование текста в MS WORD
Перемещение по тексту в MS WORD
Работа с фрагментами текста в MS WORD
Поиск и замена в MS WORD
Орфографическая проверка текста в MS
WORD
Проверка текста; исправление ошибок в MS
WORD
|
§4.2. №
174-181 |
44. |
Прямое
форматирование. |
Общие сведения о форматировании, форматирование
абзацев. |
Анимация "Приемы работы с текстом"
Управление шрифтами
Шрифты MS Word
Форматирование текста
Форматирование текста в MS WORD
|
§4.3. №
182-184 |
45. |
Стилевое
форматирование. |
Стилевое форматирование, форматирование страниц
документа, сохранение документа в различных текстовых форматах. |
Стили в MS WORD
Шаблоны в MS WORD
|
§4.3. №
185-188
Домашнее задание N 11 |
46.
|
Форматы
текстовых файлов. |
Сохранение документа в различных текстовых
форматах. |
Форматирование текста
|
§4.3. №
189 |
47. |
Визуализация информации в текстовых документах |
Писки, таблицы, графические изображения. |
Визуализация информации в текстовых документах
Дополнительные возможности текстовых
процессоров
Работа с таблицами в MS WORD
Работа с графикой в MS WORD
|
§4.4.
|
|
Распознавание текста. |
Программы оптического распознавания документов |
Инструменты распознавания текстов и компьютерного перевода
Сканеры: общие принципы работы |
§4.5.
№190-191 |
48. |
Системы
компьютерного перевода. |
Компьютерные словари и программы переводчики |
|
§4.5 |
49. |
Оценка
количественных параметров текстовых документов. |
Представление текстовой информации в памяти
компьютера, Информационный объем фрагмента текста. |
Оценка количественных параметров текстовых документов
Тексты в компьютерной памяти
Кодирование текста. Таблица кодировки
Интерактивный задачник. Раздел
"Представление символьной информации" |
§4.6.
№192-212
Домашнее задание N 10
|
50. |
Оформление
реферата «История вычислительной техники». |
|
|
§4.3. |
51. |
Обобщение
и систематизация основных понятий темы «Обработка текстовой информации».
|
|
Логическая схема понятий по теме:
"Текстовая информация и компьютер"
Кроссворд по теме: "Текстовая информация
и компьютер"
Тренировочный тест к главе 3 "Текстовая
информация и компьютер"
Итоговый тест к главе 3 "Текстовая
информация и компьютер"
|
§4.1.-4.6.
№ 213 |
52. |
Контрольная работа. |
|
|
§4.1.-4.6. |
Тема
«Мультимедиа» |
53. |
Технология
мультимедиа. |
Понятие технологии мультимедиа, область
использования мультимедиа. |
Аналитическая деятельность:
планировать последовательность событий на заданную тему;
подбирать иллюстративный материал, соответствующий замыслу создаваемого
мультимедийного объекта.
Практическая деятельность:
создавать на заданную тему мультимедийную презентацию с гиперссылками,
слайды которой содержат тексты, звуки, графические изображения;
записывать звуковые файлы с различным качеством звучания (глубиной
кодирования и частотой дискретизации);
монтировать короткий фильм из видеофрагментов с помощью соответствующего
программного обеспечения.
|
Технология мультимедиа
Технологии мультимедиа
Анимация "Представление звука в
компьютере"
Аналого-цифровое и цифро-аналоговое
преобразование
Эффект движения
Покадровая анимация
Анимация спрайтами
|
§5.1. №
214-215 |
54. |
Звук и
видео как составляющие мультимедиа. |
Звук и видео как составляющие мультимедиа. |
§5.1. №
216-220
Домашнее задание N 15 |
55. |
Компьютерные презентации. |
Что такое презентация. |
Компьютерные презентации
Технические средства мультимедиа |
§5.2
|
56. |
Создание
мультимедийной презентации. |
Создание
мультимедийной презентации. |
|
§5.2 |
57. |
Базовые
приёмы обработки звуковой информации. |
|
|
§5.1. |
58. |
Создание
видеороликов. |
|
|
|
59. |
Оценка
количественных параметров мультимедиа объектов. |
|
|
§5.1. №
221-227 |
60. |
Обобщение
и систематизация основных понятий главы «Мультимедиа». Проверочная
работа. |
|
Кроссворд по теме: "Технологии
мультимедиа"
Аналоговое и цифровое представление
звука
Тренировочный тест к главе 4
"Графическая информация и компьютер" и главе 5 "Технология мультимедиа"
Итоговый тест к главе 4 "Графическая
информация и компьютер" и главе 5 "Технология мультимедиа"
|
§5.1-5.2.
№ 228 |
Учебный
проект «Информационный бюллетень» |
61. |
Что
следует публиковать в СМИ. |
|
|
|
|
62. |
Работа
журналистов и редакторов. |
|
|
|
|
63. |
Макет
информационного бюллетеня. |
|
|
|
|
64. |
Представление подготовленных информационных бюллетеней. |
|
|
|
|
Итоговое
повторение |
65. |
Основные
понятия курса. |
|
|
Тренировочный тест по курсу 8 класса |
|
66. |
Итоговое
тестирование. |
|
|
Итоговый тест по курсу 8 класса |
|
67-70. |
Резерв
учебного времени. |
|
|
|
|